Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков ГКП на ПХВ «Городской перинатальный центр» акимата города Астаны

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков ГКП на ПХВ «Городской перинатальный центр» акимата города Астаны

Полное наименование юридического лица– Государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения «Городской перинатальный центр» акимата города Астаны (далее – Предприятие). Предмет внутреннего анализа коррупционных рисков. В соответствии с пунктом 9 Устава Предприятия, предметом деятельности Предприятия является осуществление деятельности в области здравоохранения. Предприятие вновь образовано и зарегистрировалось как юридическое лицо 28 декабря 2022 года. Предприятие является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного предприятия на праве хозяйственного ведения. Учредителем Предприятия и органом, осушествляющим по отношению к нему функции субъекта права государственной коммунальной собственности, является местный исполнительный орган – акимат города Астаны. Уполномоченным органом Предприятия является Государственное учреждение «Управление общественного здравоохранения города Астаны». В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции», Методическими рекомендациями по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) от 30 декабря 2022 года №488 и на основании приказа директора ГКП на ПХВ «Городской перинатальный центр» акимата города Астаны за № 67/1-Ө от 17 мая 2023 года антикоррупционной комплаенс-службой проведен внутренний анализ коррупционных рисков. Внутренний анализ коррупционных рисков проводился антикоррупционной комплаенс-службы (далее – Служба) Предприятия с участием роуководителей структурных подразделений (отделов, отделений). Период проведения внутреннего анализа коррупционных рисков: с 01 по 30 июня 2023 года. Анализируемый период: деятельность Предприятия за период с 1 января по 1 июня 2023 года. Направление внутреннего анализа коррупционных рисков:

  1. Выявление коррупционных рисков связанных с коллизией положений правовых актов и внутренних документов.
  2. Выявление коррупционных рисков, связанных с управлением персонала.
  3. Выявление коррупционных рисков, связанных с конфликтом интересов.
  4. Выявление коррупционных рисков, связанных с оказанием государственных услуг.
  5. Выявление коррупционных рисков связанных с освоением и распределением бюджетных и финансовых средств.
  6. Выявление коррупционных рисков связанных с заключением договоров с физическими и юридическими лицами.
  7. Выявление коррупционных рисков связанных с разработкой и эксплуатацией информационных систем.

    1. Выявление коррупционных рисков связанных с коллизией положений правовых актов и внутренних документов. За анализируемый период Предприятием нормативно-правовые акты приняты не были. При проведении внутреннего анализа приказов, должностных инструкций сотрудников установлено соответствие нормам действующего законодательства. Предприятие в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании», актами Президента и Правительства Республики Казахстан, приказами министерства здравоохранения, иными нормативными правовыми актами и Уставом Предприятия.

    2. Выявление коррупционных рисков, связанных с управлением персонала. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан. На момент проведения анализа штатная численность работников Предприятия составляет – 581, 25 единиц. Фактическая численность – 376 единиц. В период с 1 января по 1 июня 2023 года: прибыло – 98; выбыло – 88. Специалисты с высшим медицинским образованием – 76, из них: Высшая категория – 23; Первая категория – 9; Вторая категория – 6; Категорированность составляет 50 %. Специалисты со средним медицинским образованием – 166, из них: Высшая категория – 31; Первая категория – 7; Вторая категория – 2; Категорированность составляет 24 %. За указанный период в ходе верификации сертификатов и свидетельств о присвоении категории специалистам с высшим медицинским образованием, специалистам со средним медицинским образованием на портале «Электронное лицензирование Республики Казахстан», поддельных разрешительных документов не выявлено. Фактов увольнений по отрицательным мотивам, за совершение коррупционнных правонарушений, дисциплинарных проступков не установлено. Работники в установленные сроки проходят переподготовку и повышение квалификации. За анализируемый период к дисциплинарной ответственности привлечено 2 работника.

    3. Выявление коррупционных рисков, связанных с конфликтом интересов. Предотвращение и разрешение конфликта интересов является одной из мер в системе противодействия коррупции. Работники Предприятия в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» обязаны незамедлительно доводить до сведения руководства Предприятия и (или) правоохранительным органам о ставшим им известных случаях коррупционных правонарушений, а также принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, уведомлять в письменной форме непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Коррупционные риски, связанных с управлением персонала, не выявлено.

      1. Выявление коррупционных рисков, связанных с оказанием государственных услуг. Целью деятельности Предприятия является оказание специализированной медицинской лечебной помощи взрослому населению. Предприятие осуществляет свою деятельности в соответствии с пунктом 11 Устава. Государственные услуги в Предприятии оказываются в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативно-правовыми актами. Предприятие реализует минимальный социальный стандарт «Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи», который определяет объем услуг, предоставляемый гражданам Республики Казахстан, кандасам, беженцам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, за счет бюджетных средств, включает профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги, обладающие наибольшей доказанной эффективностью, а также лекарственное обеспечение. Иностранцы и лица без гражданства, временно пребывающие в Республике Казахстан, лица, ищущие убежище, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню и в объеме, определяемых уполномоченным органом, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и взносов в фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в фонд в соответствии с пунктом 7 статьи 28 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании». Качество медицинских услуг в системе обязательного социального медицинского страхования обеспечивается: 1) совершенствованием стандартов в области здравоохранения, клинических протоколов и алгоритмов по организации оказания медицинской помощи; 2) аккредитацией медицинских организаций; 3) внутренней экспертизой качества медицинских услуг; 4) дополнительным образованием медицинских работников; 5) государственным контролем в сфере оказания медицинских услуг. Платные услуги оказываются в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении правил оказания платных услуг субъектами здравоохранения и типовой формы договора по предоставлению платных медицинских услуг (помощи)» от 29 октября 2020 года № ҚР ДСМ-170/2020 на договорной основе. Службой коррупционные риски при оказании государственных услуг не выявлены.

        1. Выявление коррупционных рисков, связанных с освоением и распределением бюджетных и финансовых средств. Деятельность Предприятия финансируется в соответствии с планом развития за счет собственного дохода и бюджетных средств, полученных в порядке, определенном бюджетным законодательством Республики Казахстан. Порядок разработки и утверждения планов развития Предприятия определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Службой коррупционные риски при освоении и распределении бюджетных средств не выявлены.

        2. Выявление коррупционных рисков связанных с заключением договоров с физическими и юридическими лицами. Организация и проведение государственных закупок осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон) и постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального мединского страхования, фармацевтических услуг и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» от 4 июня 2021 года № 375 (далее – Правила).

        3. Выявление коррупционных рисков связанных с разработкой и эксплуатацией информационных систем. Предприятие не реализовывает функции по разработке информационных систем. Работники Предприятия при исполнении своих должностных обязанностей использует следующие информационные системы:

        Внутренним анализом, проведенным на предмет наличия в процедурах закупа коррупционных рисков, установлено следующее. С целью минимизации коррупционных рисков, а также повышения эффективности и прозрачности процесса государственных закупок внедрены электронные государственные закупки, в которой автоматизированы все основные процедуры закупок и сокращены человеческие факторы. Электронный формат заключения договоров позволил сформировать на веб-портале полную и достоверную информацию по закупаемым товарам, работам, услугам и определять их средние закупочные цены. В случае заключения договора по ценам, превышающим установленный диапозон, автоматически срабатывает система управления рисками, что является основанием для проведения проверки. При этом электронная система государственных закупок позволяет сократить расходы при проведении государственных закупок, предоставляет потенциальным поставщикам равные возможности для участия в процедуре проведения государственных закупок и добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, делает процесс закупок более прозрачным и гласным. Также потенциальные поставщики могут в равной степени ознакомиться со всей необходимой информацией, включая возможности заранее ознакомиться с требованиями технической спецификации и в случае наличия замечаний по ним обратиться к Заказчику. В целях исключения возможности создания технической спецификации под конкретного поставщика, введено предварительное обсуждение, которое позволяет потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с технической спецификацией, и в случае необходимости оспорить «невыполнимые/излишние» условия конкурсной документации. Процедура данного обсуждения проводится открыто, посредством веб-портала в течение 10 (десяти) дней. В целях недопущения необоснованного отклонения заявок, в Законе предусмотрены следующие нормы.

  8. Участникам закупок предоставляется возможность взаимного просмотра документов после вскрытия заявок, что позволяет им оценивать обоснованность решений, принятых заказчиками.
  9. Законом устанавливается обязанность заказчиков подробно и конкретно описывать причины отклонения заявок, с указанием подтверждающих документов.
  10. Требования к закупкам из одного источника стали более жесткими. Заказчики должны обосновать необходимость осуществления закупки из одного источника. По итогам таких закупок они обязаны подготовить отчет с обоснованием выбора поставщика и цены заключенного договора, который должен быть размещен на веб-портале. Сокращено количество оснований закупок из одного источника. Государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора проводятся на основании утвержденного на веб-портале государственных закупок перечня закупаемых товаров, работ и услуг непосредственными с товаропроизводителями. В случае отсутствия определенного товара и услуг проводится конкурс или запрос ценового предложения. При обращении потенциального поставщика, участника конкурса, поставщика с жалобой на действия (бездействия) заказчика, организатора государственных закупок либо конкурсной комиссии уполномоченный орган проводит контрольные мероприятия, в том числе камеральный контроль. Службой коррупционные риски во внутренних документах Предприятия не выявлены.

    Работники Предприятия при исполнении своих должностных обязанностей использует следующие информационные системы:

  11. КМИС «Damumed».
  12. ИС «Регистр беременных и женщин фертильного возраста».
    1. ИС «Система управления качеством медицинских услуг».
      1. ИС «Лекарственное обеспечение».
  13. ИС «Регистр прикрепленного населения» (РПН).
  14. ИС «Бюро госпитализации».

    1. ИС «Система управления ресурсами» МЗ РК.
    2. ИС «Система управления медицинской техникой» (СУМТ).
    3. ИС «Биржа труда».
      1. ИС «Электронная регистрация стационарных больных».

    На основании изложенного, необходимо: 1) Работу по внутреннему анализу коррупционных рисков проводить систематически и на постоянной основе; 2) В целях недопущения в дальнейшем коррупционных рисков вести на постоянной основе работу по профилактике и устранению условий, создающих предпосылки коррупционных правонарушений.